Сообщения без ответов | Активные темы Авторизация через соц.сети Текущее время: 20 ноя 2017, 21:26



Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Адаптация ребенка к школе (из опыта учителя) 
Автор Сообщение
26 ноя 2011, 20:51


Аватара пользователя

Автор темы

Зарегистрирован: 28 сен 2011, 15:33
Сообщения: 456
Последний визит: Вчера, 20:20
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 22 раз.


Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребёнка. Шестилетний малыш становится первоклассником. Это период социально-психологической адаптации к школьной жизни. Привыкать приходится к новым условиям и требованиям школы, к учителю и одноклассникам, к новому режиму жизни. Всем известно, что 1 класс – один из наиболее значимых и критических периодов в жизни ребёнка. И от того, как ребёнок войдёт в школьную жизнь, зависит его дальнейшее психическое и физическое здоровье. Чем раньше будет выявлен риск возникновения школьной дезадаптации, тем эффективнее будут результаты по их предотвращению.
Поэтому проблеме адаптации детей к школе мы уделяем серьёзное внимание.

Прежде всего, мы заранее составляем списки будущих первоклассников по результатам переписи школьного микрорайона. Это не обходимо нам не только для того, чтобы знать их количество для формирования классов, но и для того, чтобы сформировать по отношению к школе только положительные эмоции как у наших будущих учеников, так и у их родителей. В феврале проводится первая конференция для родителей будущих первоклассников. Родители получают индивидуальные приглашения, в которых сообщаются краткие сведения о нашей школе, даются некоторые практические советы родителям, прилагается маленькое обращение будущего учителя к малышу. Мы уверены, что, прочитав такое маленькое письмо от своего учителя, малыш перестанет бояться ещё ему незнакомой школьной жизни и, наоборот, это вызовет огромный интерес и желание учиться.

Во время второй встречи мы пытаемся собрать как можно больше информации о самом ребёнке, о его увлечениях, его окружении. В этом нам хорошо помогает анкетирование родителей и беседа с самим малышом.
Родителям мы предлагаем ответить на вопросы анкеты с целью получения сведений о том, как ребёнок ведёт себя, на улице и в других ситуациях.
Обработав полученные результаты, учитель узнаёт много полезного для организации дальнейшего обучения.
Наряду с анкетированием родителей мы предлагаем малышу выполнить простейшее задание: вырезать из бумаги геометрические фигуры и разложить их по собственному желанию.
Это, на первый взгляд, незначительное задание даёт нам возможность определить тип мышления ребёнка.

Благодаря такой диагностике мы узнаём, какие типы активности преобладают у наших первоклассников, а соответственно этому сможем плодотворно строить учебный процесс, не вызывая перегрузки учеников. Диагностика нам крайне необходима для эффективного обучения ребёнка. Учитель должен создать нормальные условия для обучения и психического развития каждого маленького ученика, а это станет возможным только при условии, когда педагог не только хорошо владеет методикой преподавания, но и опирается на индивидуальную картину зрелости каждого ученика и соответственно вырабатывает индивидуальный личностно-ориентированный подход.
Недооценка учителями значения индивидуального подхода при организации обучения учащихся снижает познавательную активность, и как следствие - умственное переутомление, эмоциональная перегрузка детей. Заранее полученные сведения об индивидуальных особенностях будущих первоклассников помогают нам облегчить адаптационный период шестилеток в школе. Непродуманность и необоснованность действий со стороны педагогов в столь сложный период может привести к плачевным результатам: от самой простейшей апатии к учебной деятельности до серьёзных нарушений физического и психического здоровья школьников.

В начале октября в школе проводится психолого-педагогический консилиум по вопросу "Адаптация первоклассников к школе" и методический совет по вопросу организации школьной адаптации первоклассников. Классные руководители 1 классов подготавливают психолого-педагогические характеристики учащихся своего класса, составляют таблицы готовности детей к школе, в которых определяется уровень адаптации к школе каждого ребёнка. Результаты наблюдений за первоклассниками показывают большую разницу вхождения их в школьную жизнь.

Дети с высоким уровнем адаптации позитивно относятся к школе, требования воспринимают адекватно, учебный материал усваивают легко, внимательно слушают рекомендации учителя, выполняют поручения без лишнего контроля.
Дети со средним уровнем адаптации тоже позитивно относятся к школе, пребывание в ней не вызывает у них негативных эмоций, они хорошо усваивают учебный материал, если учитель преподносит его эмоционально и наглядно. Сосредотачиваются только тогда, когда это им очень интересно.
Дети с низким уровнем адаптации (как правило, это дети из неблагополучных семей) безразлично относятся к обучению, наблюдаются нарушения дисциплины. Им необходим постоянный контроль. Таким детям необходимо индивидуальное внимание со стороны классного руководителя.

Психолог, в свою очередь, готовит рекомендации, как работать с дезадаптированными учащимися.
На методическом совете рассматривается и вопрос создания рационального, научно обоснованного режима обучения шестилеток. Незавершенность морфологического и функционального развития систем и органов шестилетнего ребёнка, процессы роста способствуют снижению устойчивости организма. Поэтому знания граничных функциональных возможностей организма шестилеток, определение допустимых норм нагрузки для разных видов деятельности составляют основу режима обучения ребёнка. Так в результате сидячего положения в течение 30 минут снижается подвижность основных процессов, снижается уровень насыщенности кислородом артериальной крови. Кроме этого, дезорганизуется сбалансированность метаболизма хрящевой ткани, позвоночника, замедляется рост его структурных элементов, что приводит к различным деформациям (например, сколиозу). Поэтому, разрабатывая учебный режим, особое внимание мы обращаем на чередование различных видов деятельности, организации активного отдыха на уроках. Причём активно отдыхать должны не только мышцы кисти руки, которые устают от письма, но и мышцы туловища, нижних и верхних конечностей.

Таким образом, на методическом совете разрабатываются основные рекомендации по поводу организации учебного процесса в 1-х классах, воплощение в жизнь и качество которых в полной мере зависит именно от учителей 1 классов. Перед ними стоит нелёгкая задача – не только сохранить здоровье детей, но и по возможности, проводя коррекционную работу, укрепить и восстановить его.
Мне хотелось бы предложить вашему вниманию систему работы учителей нач. классов по данной проблеме. Начинается эта работа, безусловно, в первом классе и продолжается на протяжении последующих лет обучения в школе.

Все мы знаем, что с приходом в школу у ребёнка резко возрастает зрительная нагрузка, что влечёт за собой возникновение близорукости. Чтобы избежать этого, укрепить мышцы глаз учеников разработан ряд специальных упражнений. Большую помощь в этом нам оказало изучение опыта доктора, профессора медицинских наук В.Ф. Базарова, который провёл ряд исследований, установил факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей, и высказал ряд рекомендаций по охране и укреплению здоровья детей. Так вот, на каждом уроке учителя нач. кл. нашей школы используют схему зрительно-двигательных траекторий. На ней с помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вверх-вниз, влево - вправо, по и против часовой стрелке, по восьмёрке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Данное упражнение дети выполняют только стоя.

Для коллективного пользования нарисована схема в максимально возможную величину, а для индивидуального пользования сделаны маленькие схемы, которыми дети пользуются вне стен школы.
Наряду с применением вышеуказанной схемы зрительно-двигательных траекторий учителя используют и бумажные офтальмотренажеры, логически включая их в учебный материал.
С помощью таких приёмов развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение различительно-цветовая функция. Но самое главное и основное – улучшается и укрепляется зрение.
Функциональное состояние и работоспособность уч-ся на протяжении урока изменяются. Задача учителя – не допустить переутомления, своевременно провести физкультминутки. Дети особенно любят выполнять упражнения, которые сопровождаются интересными стихотворениями, пословицами. Учителя начальных классов нашей школы собрали целый сборник таких физкультминуток и используют их, связывая с изучаемым учебным материалом.
Для оптимизации функционального состояния и работоспособности уч-ся, кроме традиционных методов, мы применяем и точечный массаж, который предотвращает переутомление и ускоряет восстановительные процессы организма. Конечно же, точечный массаж – не полная замена традиционных физкультминуток, а только лишь их дополнение.

Предлагаю Вашему вниманию два вида таких упражнений, которые наиболее часто используются в нашей школе.

УПР. 1. На протяжении 1 мин. проводится массаж ладоней и каждого пальца отдельно. Потом массируются точки, расположенные на боковых поверхностях фаланг рук. Вторым и третьим пальцами делаются 5-6 массажных движений одновременно на точки, которые находятся справа и слева от ногтевой пластинки. Так по очереди массируются активные точки всех десяти пальцев. После этого массируется точка, которая находится в складке коже в центре ладони. Массируется точка фалангой большого пальца сначала на правой руке, потом на левой. Такое упражнение активизирует организм учащегося и стимулируют на учебную деятельность, улучшает уровень психических процессов (памяти, внимания и т.п.) и улучшают общее самочувствие.

УПР. 2. На шее найти позвонок, который наиболее выступает. Безымянным пальцем массировать точку, находящуюся между данным позвонкам и верхним соседним. Это биологически активная точка имеет непосредственные связи со всеми активными точками организма. Её массаж влияет на кровоснабжение головного мозга. Такое упражнение активизирует умственную деятельность уч-ся, снимает усталость. Таким образом, практическое применение на уроках разнообразных методов профилактики переутомления у уч-ся не только предотвращает различные нарушения: деформации костной системы, близорукость и др. заболевания, но и активизируют умственную деятельность школьников.

Использование физкультминуток, специальных упражнений, точечный массаж не решат целиком проблему по формированию здорового образа жизни. Значит следует изыскивать другие возможности.
Известно, что состояние здоровья зависит не только от внешних условий, но и от личного отношения к нему. Понятно, что выработка такого отношения – главное условие сохранения здоровья детей. Но, чтобы стать владельцем своего здоровья, необходимо знать, что такое здоровье и что именно обеспечивает процесс жизнедеятельности. Только в этом случае можно научиться управлять своим здоровьем. Чтобы расширить представление учащихся о здоровом образе жизни, учителя начальных классов избрали самую доступную форму работы – это «валеоминутки», которые проводятся как составляющие части обучение и тесно переплетаются с темой урока. Так, на математике учителя нач. классов предлагают уч-ся решать задачи валеологической направленности, примеры из серии «Говорящие примеры». На уроках русского языка уч-ся пишут диктанты валеологической и экологической тематики, составляют мини-рассказы.

В последние годы в нашей школе особое внимание уделяется такому предмету как ОБЖД. Ведь именно этот предмет призван вооружить учащихся практическими знаниями и навыками. В прошлом году наш учитель Королёва Н.Е. была приглашена на областной семинар, где именно рассматривался вопрос преподавания предмета ОБЖД, давались практические советы, рекомендации по организации и проведению уроков. Сразу же мы провели внеочередное заседание методобъединения учителей нач. классов, на котором Наталья Евгеньевна поделилась сведениями, полученными на вышеуказанном семинаре.
Так же были ещё раз рассмотрены особенности изучения данного предмета в 1-4 классах. Учителя начальных классов, понимая всю важность предмета, к подготовке данного урока подходят не формально, а творчески. Основная цель – заинтересовать уч-ся к изучению предмета, вооружить их необходимыми знаниями и сформировать умения предотвращать опасные ситуации.

Формирование культуры здоровья очень тесно переплетается с уроками физкультуры, основное назначение которых – укрепить физическое здоровье уч-ся.
От учителей нач. школы мы требуем безукоризненного знания показателей здоровья каждого ученика для того, чтобы составить индивидуальный план занятий ребёнка на каждом отдельном уроке. Ошибочным считается мнение, что на уроке физкультуры могут развиваться только такие качества как сила, ловкость, гибкость, что, в свою очередь в положительном смысле влияет на осанку ребёнка.
Кстати, в программе по физ. культуре предусмотрены упражнения для формирования правильной осанки, разучивание и выполнение которых является обязательным.

Однако специальных упражнений для глаз, способных укреплять аккомодационный аппарат, практически нет. А ведь они крайне важны для профилактики близорукости, тем более при такой большой зрительной нагрузке.
Изучив советы врачей по профилактике нарушения зрения, мы пришли к выводу, что введение спец. упражнений для глаз во все нам давно известные комплексы не создаёт дополнительных трудностей. Надо только уяснить принцип выполнения упражнений для глаз и обучить этому школьников.
А принцип их выполнения заключается в сопровождении основного движения движениями глазного яблока, по всем намеченным направлениям. Так выполняя любое общеразвивающее упражнение, особенно связанное с движениями рук, рекомендуется одновременно с ним выполнять движения глазами, фиксируя взгляд на кисти.
Кроме данного вида упражнений для укрепления мышц глаза мы используем различного рода игровые элементы с мячом (передачи мяча, броски ловля с воздуха, броски мяча в мишень). Дозировка этих упражнений 6-10 раз.
Широко используется и ряд подвижных игр, которые являются замечательным средством тренировки организма и повышения эмоционального состояния.

И тем не менее, наряду со множеством положительных моментов в преподавании физкультуры в нач. школе, мы сможем отметить, что учителя нач. школы не могут выделять на уроке максимум времени для индивидуальной корректировки физических отклонений у школьников.
А так как этот вопрос нас очень интересовал, то мы решили ввести в расписание нач. школы часы здоровья.
Этот предмет мы не зря называем часом здоровья. Его основное назначение – сохранять, укреплять и восстанавливать утраченное здоровье в младшем школьном возрасте можно исправить, выполняя простейшие упражнения. Такие упражнения ребёнок мог бы выполнять и дома, но родители либо слишком заняты, либо не осведомлены о необходимости и важности таких занятий. Поэтому и возникла идея введения такого предмета.
Конечно же, вы все знаете, что заболевания у детей разные, и сразу может возникнуть вопрос: «А как же один учитель может исправить различного рода нарушения у детей всего класса да ещё проводить и профилактическую работу?» Ответ очень прост. У нас разработаны индивидуальные программы занятий. Каждый ребёнок снабжён памятками и выполняет комплекс ОРУ необходимых именно ему. А задача учителя – скоординировать деятельность всех учащихся. Кроме коррекционной гимнастики на часе здоровья дети обучаются плаванию, знакомятся с основами правильного закаливания, учатся делать самомассаж отдельных частей тела. А в кабинете фитотерапии они ознакамливаются с целым рядом лекарственных трав, выясняют их назначение, способы приготовления целительных напитков. Очень любят дети слушать интересные и полезные рассказы за кружкой ароматного чая из мяты.
Преподаватель часа здоровья Маслик Л.П. проводит весёлые спортивные соревнования, праздники. Детям очень нравится этот предмет. Недаром, многие ученики после уроков посещают кружки на базе бассейна, программа которых тесно связана с часами здоровья.

Хочу отметить и то, сто, сколько бы усилий не прилагал весь педколлектив школы, сколько бы заседаний методсовета мы не проводили, какие бы решения мы не принимали – всё это не будет иметь 100% результатов без поддержки и помощи родителей. Они должны уяснить, насколько важна проблема формирования здорового образа жизни. А мы, в свою очередь, должны их убедить быть не сторонними наблюдателями, а нашими искренними помощниками.
На заседания родительского всеобуча мы выносим вопросы, касающиеся режима дня детей младшего школьного возраста, профилактики ряда заболеваний, ознакамливаем их с упражнениями аутогенной тренировки для детей (эта информация особенно полезна тем, кого волнует психическое здоровье ребёнка).

Приведу пример одного такого аутогенного упражнения.

Чтобы привить любовь к физической культуре у учащихся, вызвать желание к систематическому занятию спортом, необходимо приобщить самих родителей к физкультуре и спорту. В последнее время в нашей школе стало традицией проводить соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». А если вспомнить как всё начиналось. Сколько усилий прикладывали учителя, чтобы убелить «чересчур загруженных» родителей поучаствовать со своими детьми в интересных спортивных соревнованиях, сколько было отговорок и сколько было благодарности учителю уже после проведённого праздника. Сами родители стали заинтересованы и высказали просьбу в систематическом
Проведении таких мероприятий. А вместе с ними большой интерес и желание возникли и у их детей.
Коллектив учителей нач. кл. нашей школы наработал положительный опыт по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Однако, останавливаться на достигнутом мы не желаем.


Вернуться к началу
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Ответить на тему   [ 1 сообщение ] 





Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  




cron
liveinternet

Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Лучшая поддержка phpBB